Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва
"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
Опубликовано 16 февраля 2011 г.
Вступает в силу 27 февраля 2011 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.
Регистрационный N 19676
В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Министр А. Фурсенко
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее - Требования) представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников: социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;
фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;
система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;
особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта "нездоровья" (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
4. Настоящие Требования включают восемь групп требований:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
5. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:
1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;
5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
6. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают:
1) соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);
8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
7. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:
1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в основную профессиональную образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
2) реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
3) наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
4) соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
5) использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
6) использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
7) соблюдение норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил;
8) соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
9) учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса;
10) обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).
8. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении включают:
1) организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп здоровья;
2) организацию занятий по лечебной физкультуре для обучающихся, воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
3) выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления;
4) организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
5) организацию работы спортивных секций, кружков, клубов и создание условий, соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями санитарных правил;
6) организацию воспитательной, внеурочной (внеаудиторной) деятельности физкультурно-оздоровительной направленности на каждой ступени общего образования и в системе профессионального образования;
7) организацию физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися, воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных, межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
9. Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни включают:
1) организацию взаимодействия образовательного учреждения с организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;
2) организацию взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни;
3) наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
4) наличие и периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения;
5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий.
10. Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:
1) реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися, воспитанниками;
2) выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ;
3) наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса "образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ", система работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).
11. Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:
1) использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
2) организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона;
3) наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;
4) привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, просвещению родителей (законных представителей);
5) привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных представителей).
12. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников содержат:
1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;
2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);
3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;
5) проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №5408 от 16 февраля 2011 г.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечание | ||
Основная школа |
Старшая школа | ||||
Базов уров. |
Проф уров | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
Д |
|
|
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень) |
|
Д |
| |
1.3 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень) |
|
|
Д | |
1.4 |
Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре |
Д |
|
| |
1.5 |
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) |
|
Д |
| |
1.6 |
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень) |
|
|
Д | |
1.7 |
Авторские рабочие программы по физической культуре |
Д |
Д |
Д | |
1.8 |
Учебник по физической культуре |
К |
К |
К |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.9 |
Дидактические материалы по основам |
Г |
Г |
Г |
Комплекты разноуровневых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» |
|
|
|
тематических заданий, дидактических карточек. |
1.10 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению |
Д |
Д |
Д |
В составе библиотечного фонда |
1. 11 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Д |
Д |
|
Методические пособия и рекомендации Ж. «Физическая культура в школе» |
2. |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
2.1 |
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности |
Д |
|
|
|
2.2 |
Плакаты методические |
Д |
Д |
Д |
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
2.3 |
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения |
Д |
|
|
|
3. |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
3.1 |
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» |
Д |
Д |
Д |
|
3.2 |
Аудиозаписи |
Д |
Д |
Д |
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
|
4. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
4.1 |
Телевизор с универсальной подставкой |
Д |
|
|
Телевизор не менее 72 см по диагонали |
4.2 |
Видеомагнитофон с комплектом видеокассет
|
Д |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4.3 |
Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок |
Д |
|
|
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей |
4.4. |
Радиомикрофон (петличный) |
Д |
|
|
|
4.5. |
Мегафон |
|
|
|
|
4.6 |
Мультимедийный компьтер |
Д |
|
|
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
4.7 |
Сканер |
Д |
|
|
|
4.8. |
Принтер лазерный |
Д |
|
|
|
4.9. |
Копировальный аппарат |
Д |
|
|
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
4.10 |
Цифровая видеокамера |
Д |
|
|
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
4.11 |
Цифровая фотокамера |
Д |
|
| |
4.12 |
Мультимедиапроектор |
Д |
|
|
|
4.13 |
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
|
|
Минимальные размеры 1,25х1,25 |
5. |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
|
ГИМНАСТИКА |
|
|
|
|
5.1. |
Стенка гимнастическая |
Г |
Г |
Г |
|
5.2 |
Бревно гимнастическое напольное |
Г |
|
|
|
5.3 |
Бревно гимнастическое высокое |
Г |
Г |
Г |
|
5.4. |
Козел гимнастический |
Г |
Г |
Г |
|
5.5. |
Конь гимнастический |
|
|
Г |
|
5.6 |
Перекладина гимнастическая |
Г |
Г |
Г |
|
5.7. |
Брусья гимнастические, разновысокие |
Г |
Г |
Г |
|
5.7 |
Брусья гимнастические, параллельныеу |
Г |
Г |
Г |
|
5.8. |
Кольца гимнастические, с механизмом крепления |
|
Г |
Г |
|
5.9 |
Канат для лазания, с механизмом крепления |
Г |
Г |
Г |
|
5.10 |
Мост гимнастический подкидной |
Г |
Г |
Г |
|
5.11 |
Скамейка гимнастическая жесткая |
Г |
Г |
Г |
|
5.12 |
Скамейка гимнастическая мягкая |
Г |
Г |
Г |
|
5.13 |
Комплект навесного оборудования |
Г |
Г |
Г |
В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания |
5.14 |
Контейнер с набором т/а гантелей |
Г |
|
|
|
5.15 |
Скамья атлетическая, вертикальная |
|
Г |
Г |
|
5.16 |
Скамья атлетическая, наклонная |
|
Г |
Г |
|
5.17 |
Стойка для штанги |
|
Д |
Д |
|
5.18 |
Штанги тренировочные |
|
Г |
Г |
|
5.19 |
Гантели наборные |
|
Г |
Г |
|
5.20 |
Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина |
Г |
Г |
Г |
|
5.21 |
Коврик гимнастический |
К |
К |
К |
|
5.22 |
Станок хореографический |
Г |
Г |
Г |
|
5.23 |
Акробатическая дорожка |
Г |
Г |
Г |
|
5.24 |
Покрытие для борцовского ковра |
|
Д |
Д |
|
5.25 |
Маты борцовские |
|
Г |
Г |
|
5.26 |
Маты гимнастические |
|
|
|
|
5.27 |
Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) |
Г |
Г |
Г |
|
5.28 |
Мяч малый (теннисный) |
К |
К |
К |
|
5.29 |
Скакалка гимнастическая |
К |
К |
К |
|
5.30 |
Мяч малый (мягкий) |
К |
К |
К |
|
5.31 |
Палка гимнастическая |
К |
К |
К |
|
5.32 |
Обруч гимнастический |
К |
К |
К |
|
5.33 |
Коврики массажные |
Г |
Г |
|
|
5.34 |
Секундомер настенный с защитной сеткой
|
Д |
|
|
|
5.35 |
Пылесос |
Д |
Д |
Д |
Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря |
5.36 |
Сетка для переноса малых мячей |
Д
|
Д |
Д |
|
|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
|
|
|
|
5.37 |
Планка для прыжков в высоту |
Д |
Д |
|
|
5.38 |
Стойки для прыжков в высоту |
Д |
Д |
|
|
5.39 |
Барьеры л/а тренировочные |
|
Г |
Г |
|
5.40 |
Флажки разметочные на опоре |
Г |
|
|
|
5.41 |
Лента финишная |
Д |
|
|
|
5.2 |
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места |
Г |
|
|
|
5.43 |
Рулетка измерительная (10м; 50м) |
Д |
|
|
|
5.44 |
Номера нагрудные |
Г |
Г |
Г |
|
|
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ |
|
|
|
|
5.45 |
КОМПЛЕКТ ЩИТОВ БАСКЕТБОЛЬНЫХ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ |
Д |
|
|
|
5.46 |
ШИТЫ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ НАВЕСНЫЕ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ |
Г |
|
|
|
5.47 |
МЯЧИ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ |
Г |
Г |
Г |
|
5.48 |
СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСА И ХРАНЕНИЯ МЯЧЕЙ |
Д |
Д |
Д |
|
5.49 |
ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ |
Г |
Г |
Г |
|
5.50 |
СТОЙКИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ |
Д |
|
|
|
5.51 |
СЕТКА ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ |
Д |
|
|
|
5.52 |
МЯЧИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ |
Г |
Г |
Г |
|
5.53 |
СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ И ХРАНЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МЯЧЕЙ |
Д |
Д |
Д |
|
5.54 |
ТАБЛО ПЕРЕКИДНОЕ |
Д |
|
|
|
5.55 |
ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ |
Г |
Г |
Г |
|
5.56 |
ВОРОТА ДЛЯ МИНИ-ФУТБОЛА |
Д |
|
|
|
5.57 |
СЕТКА ДЛЯ ВОРОТ МИНИ-ФУТБОЛА |
Д |
|
|
|
5.58 |
МЯЧИ ФУТБОЛЬНЫЕ |
Г |
Г |
Г |
|
5.59 |
НОМЕРА НАГРУДНЫЕ |
Г |
Г |
Г |
|
5.60 |
КОМПРЕССОР ДЛЯ НАКАЧИВАНИЯ МЯЧЕЙ |
Д |
|
|
|
|
ТУРИЗМ |
|
|
|
|
5.61 |
ПАЛАТКИ ТУРИСТСКИЕ (ДВУХ МЕСТНЫЕ) |
Г |
|
|
|
5.62 |
РЮКЗАКИ ТУРИСТСКИЕ |
Г |
|
|
|
5.63 |
КОМПЛЕКТ ТУРИСТСКИЙ БИВУАЧНЫЙ |
Д |
|
|
|
|
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ | ||||
5.64 |
ПУЛЬСОМЕТР |
Г |
Г |
|
|
5.65 |
ШАГОМЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ |
Г |
Г |
|
|
5.66 |
КОМПЛЕКТ ДИНАМОМЕТРОВ РУЧНЫХ |
Д |
|
|
|
5.67 |
ДИНАМОМЕТР СТАНОВОЙ |
Д |
|
|
|
5.68 |
СТУПЕНЬКА УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ДЛЯ СТЕП-ТЕСТА) |
Г |
|
|
|
5.69 |
ТОНОМЕТР АВТОМАТИЧЕСКИЙ |
Д |
|
|
|
5.70 |
ВЕСЫ МЕДИЦИНСКИЕ С РОСТОМЕРОМ |
Д |
Д |
|
|
|
СРЕДСТВА ДО ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ |
|
|
|
|
5.71 |
АПТЕЧКА МЕДИЦИНСКАЯ |
Д |
Д |
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ |
|
|
|
|
5.80 |
ДОСКА АУДИТОРНАЯ С МАГНИТНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
|
Д |
|
|
Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу |
6. |
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ | ||||
6.1 |
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ИГРОВОЙ |
|
|
|
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек. |
6.2 |
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ГИМНАСТИЧЕСКИЙ |
|
|
|
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек. |
6.3 |
ЗОНЫ РЕКРЕАЦИИ |
|
|
|
Для проведения динамических пауз (перемен)
|
6.4 |
КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ |
|
|
|
Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
6.5 |
ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ |
|
|
|
Включает в себя: стеллажи, контейнеры |
7. |
ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА) | ||||
7.1 |
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА |
Д |
|
|
|
7.2 |
СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ |
Д |
|
|
|
7.3 |
СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ |
Д |
|
|
|
7.4 |
ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ФУТБОЛА (МИНИ-ФУТБОЛА) |
Д |
|
|
|
7.5 |
ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ |
Д |
|
|
|
7.6 |
ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ |
Д |
|
|
|
7.7 |
ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ГОРОДОК |
Д |
Д |
|
|
7.8 |
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ |
Д |
Д |
|
|
7.9 |
ЛЫЖНАЯ ТРАССА |
Д |
|
|
Включающая, небольшие отлогие склоны |
7.10 |
КОМПЛЕКТ ШАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕСТ ЗАНЯТИЙ НА СПОРТИВНОМ СТАДИОНЕ |
Д |
|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2010 г. N ИК-1494/19
О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Минобрнауки России направляет для использования в работе Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" и методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Заместитель Министра
И.И.КАЛИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЬНЫЙ
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к разработке содержания третьего часа предмета физической культуры в общеобразовательных учреждениях на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преподавания учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательных учреждениях.
Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
1. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:
1.1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.
1.2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.
1.3. Основные направления развития физической культуры:
1.3.1. Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости:
на ступени начального общего образования - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
на ступени основного общего образования - воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) - использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.
1.3.2. Спортивное направление - характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.
1.3.3. Общеразвивающее направление - ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования:
на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам;
на ступени основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) - индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.).
В общеразвивающем направлении особое место рекомендуется уделять обучению плаванию (при наличии в общеобразовательных учреждениях 4 бассейнов или возможности использовать для этого близлежащие спортивные сооружения).
При разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.
2. При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:
в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;
использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. N ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. N ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы);
активно привлекать к проведению третьего часа, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности; оплата труда педагогических работников за проведение третьего часа осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
3. При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа, общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);
заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями ("Спортивный час", "Час здоровья" и пр.);
планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо дать разъяснения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным учреждениям по введению третьего часа физической культуры за счет переноса одного часа из регионального (национально-регионального) компонента в федеральный компонент путем внесения изменений в региональный учебный план и учебные планы общеобразовательных учреждений.
Директор Департамента
развития системы физкультурно-спортивного
воспитания Министерства образования
и науки Российской Федерации
А.Т.ПАРШИКОВ
Новый САНПИН 2.4.2.2821-10
вводится в действие с 01.09.2011г..
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Просит внимательно изучить новые требования и довести до сведения всех заинтересованных лиц в образовательных учреждениях!
"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"
10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (Приложение 7).
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
К САНПИН 2.4.2.2821-10
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Приложение 5
к СанПиН 2.4.2.2821-10
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
583388CA-7C2B-42A3-A864-0EE4FF496190 09A25AF8-7DC8-44E4-B1C5-0476B01F54B3